Среда, 24.04.2024

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22 "Улыбка"
Меню сайта
Категории раздела
Публичный доклад [1]
Нормативно-правовая база [85]
Консультации для родителей [0]
Педагогическая копилка [47]
Наши публикации [0]
Бюджет [7]
План работы [15]
ООП ДО [7]
Наши опросы
Оцените наш сайт
Всего ответов: 165
Наши опросы
Уважаемые родители! Ваш ребенок посещает наш детский сад...
Всего ответов: 111


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Педагогическая копилка

Закрепление звука л
[ Скачать с сервера (80.0 Kb) ] 29.11.2014, 19:21

Закрепление звука [л] в словах в сильной позиции

 

Закрепление звука [л] в начале слова.

1.  Игра «Покажи и назови».

Детям показывают коробку с предме­тами, игрушками или картинками, в наз­вании которых звук [л] находится в нача­ле слова в сильной позиции. Предлагает­ся по очереди доставать предметы и, по­казывая всем, громко называть их. Назва­ния отдельных предметов повторяют все дети вместе, важно, чтобы дошкольники голосом выделяли звук [л], произнося его несколько длительнее других звуков.

Предметы и картинки:

а)  лапа, лак, лань, лапоть, лампа, лав­ка, ландыши, ласточка;

б)  логово, лоб, лом, лось, лошадь, ло­коть, локон, лодка, ложка, ломтик;

в)  лыжи, лысина, лыжный (костюм), лыжник;

         г)  лужа, лупа, луч, лук, луковица.

2.  Игра «Превращение». Дошкольникам предлагается заме­нить первый звук в слове на звук [л].

         Например: таз-лаз, мак-лак, дом-лом, бак-лак, папа-лапа, ко­кон-локон и др.

 

Закрепление звука [л] в конце слова.

1.  Игра «Что ты делал?».

Дети по очереди называют слова-действия, отвечая на вопрос: «Что ты де­лал?». Например: шел, ел, мыл, давал, читал, писал, сидел, думал, видел, спал, носил и др.

2.  Игра «Найди нужную картинку».

Дети рассматривают и называют картинку. Затем логопед дает инструкцию: «Сейчас я буду называть предложения, в которых не хватает слов, обозначающих предметы, изображенные на этих кар­тинках. Подумайте, какого слова не хва­тает и добавьте его». Например: мальчик взял (пенал); на столе стоял (бокал); в упряжке стоял (вол); учительница держала в руке (мел); футболист забил в ворота (гол) и др.

 

Закрепление звука [л] в середине слова

1.  Игра «Что я видел?».

На числовую лесенку выставляют 4-5 игрушек (юла, белка, кукла, флажок, клоун). Вызванный ребенок запоминает порядок их расположения, поворачива­ется лицом к детям и говорит: «Я видел юлу, белку, куклу, флажок, клоуна». Де­ти проверяют правильность порядка на­зывания игрушек.

2.  Игра «Что прибавилось?».

На столе 4 предмета или игрушки. Дети называют их. Потом один ребенок отворачивается, а в это время добавляет­ся еще один предмет или игрушка. Ребе­нок поворачивается и называет, что при­бавилось. В конце занятия детям предла­гают придумать слова со звуком [л]. Примерный перечень картинок для иг­ры: юла, пила, булавка, игла, клоун, волк, белка и др.

3.  Игра «Добавь звук».

Детям предлагают вставить в назван­ное слово звук [л] так, чтобы получи­лось новое слово. Например: коты - кот­лы, пока - полка, сон - слон, пот - плот, осы - ослы, козы - козлы, узы - узлы.

 

4.  Игра «Образуй родственные слова».

Дошкольникам предлагают приду­мать к названным словам родственные.

Чулок - чулочек, чулочная (фабрика).

Глоток- глоточек, глотать, прогло­тить, глотка.

Волк - волчий, волчица, волчонок, волчище.

Глаз - глазочек, глазик, глазок, глаз­ной.

5. Игра « Посчитай-ка».

Детям предлагают посчитать нарисо­ванные предметы.

Например: одна лодка, две лодки, три лодки, четыре лодки, пять лодок  и т.д.

 

Закрепление звука [л] в словах в бе­зударной позиции

 

Закрепление звука [л] в начале слова.

1.  Игра «Превращение слов».

Детей просят заменить первый звук в словах так, чтобы получилось новое слово. Например: роза - лоза, кучи - лу­чи, коза - лоза, рампа - лампа и др.

2.  Игра «Всезнайка».

         Дошкольники должны ответить на вопросы, называя слова, которые начи­наются со звука [л].

Например:

  • Каких ты знаешь животных на звук [л]?
  • Каких ты знаешь рыб на звук [л]?
  • Какие имена девочек (мальчиков) на звук [л] ты знаешь? и т.д.

3.  Игра « Кто больше».

Логопед просит отобрать и назвать картинки с изображением растений (цветов, игрушек, животных), в назва­нии которых имеется звук [л] в начале слова. Например: лаванда, лосенок, ло­шадка, лопух и др.

4.  Игра «Умные часы».

На циферблате вместо цифр распо­ложены картинки со звуком [л]. Ребен­ку предлагают, устанавливая стрелку напротив картинки, назвать ее. Напри­мер: лопата, ладонь, ладья, лаванда, ло­сось и др.

 

Закрепление звука [л] в конце слова.

1.  Игра «Веселый поезд».

Перед детьми поезд с игрушечными пассажирами, в названии которых есть звук [л]. Дошкольникам предлагают назвать их. Например: осел, козел, вол, мул.

2.  Игра в мяч.

«Я называю слово и кидаю тебе мяч, ты присоединяешь к началу слова час­тичку вы- (по-) и возвращаешь мне мяч».

ВЫ + дал, пил, мыл;

ВЫ + кинул, линял, бежал;

ВЫ + гнал, гладил, бил.

       3.  Игра «Скажи про мальчика».

      «Я говорю про девочку, а ты про мальчика». Например: девочка падала -мальчик падал, топала - топал, вывела - вывел, вынула - вынул, вымыла - вы­мыл, видела - видел, бегала - бегал и др.

Закрепление звука [л] в середине слова.

1.  Игра «Кто больше?».

Детям предлагается сюжетная кар­тинка (например, «Магазин»), на кото­рой изображены предметы с заданным звуком. Требуется назвать картинки, в которых данный звук находится в сере­дине слова. За каждое правильно наз­ванное слово дается фишка. Выигрыва­ет тот, у кого больше фишек.

Напри­мер: мыло, кукла, масло, плакат, алфа­вит, халва, платок, пластинка, флажок, молоко.

2.  Игра «Один - много».

«Я говорю про один предмет, а ты гово­ришь про много предметов».

Например: бокал - бокалы; пила - ...; пенал - ...; ка­нал - ...; плот - ...; дятел - ...

3.  Игра «Чего много».

«Скажи, чего много?»

Например: па­луба - ..., малыш - ..., шалаш - ..., же­лудь - ... и др.

4.  Игра «Добавь слово».

Предлагается закончить предложе­ния, назвав картинку.

Клава мыла ладони ...(мылом).

Лада надела на голову белый ... (платок).

Слава мыл палубу на... (теплоходе) и др.

  1.  Игра «Знаешь ли ты?».

         Дошкольникам предлагается назвать как можно больше слов со звуком [л] из названной тематической группы.

         Нап­ример:

            Продукты питания - сало, масло, кол­баса, халва.

Транспорт - теплоход, тепловоз, ве­лосипед.

Овощи - свекла, баклажан и др.

6.  Игра «Чудо-дерево».

Детям предлагается украсить дерево игрушками, картинками, в названии ко­торых имеется звук [л]. Например: бе­лочка, платок, флажок, блокнот, хло­пушка, пластинка.

При формировании звуковой стороны речи у детей с легкой степенью дизарт­рии, должна учитываться степень слого­вой трудности предлагаемого лингвисти­ческого материала, что способствует не только закреплению поставленных зву­ков, но и освоению ритмики слова.

У детей с рассматриваемой речевой патологией формируемый звук прежде рекомендуется вводить в наиболее упот­ребительные в речи короткие слова, на­чиная работу с первых слоговых струк­тур, усваиваемых детьми в онтогенезе речи: СГ - СГ, СГС, СГ; и др.

Проиллюстрируем постепенное на­растание слоговой трудности лингвис­тического материала на примере форми­рования правильного произношения звука [л] в словах.

Игра в мяч

«Я называю слово и кидаю тебе мяч, ты присоединяешь к началу слова час­тичку по- и возвращаешь мне мяч».

по + дал, пил, бил, мыл;

по + кинул, линял, бежал;

по + гнал, рвал, гладил.

Категория: Педагогическая копилка | Добавил: заведующий
Просмотров: 2058 | Загрузок: 46 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Страницы педагогов
  • Ситан Н.Т.
  • Чурина Е.Ю.
  • Субботина С.В.
  • Пнёва О.А.
  • Петрова С.В.
  • Полезные ссылки
  • Министерство образования и науки РФ
  • Министерство образования Ирк. обл.
  • Служба по контролю и надзору
  • Институт развития образования Ирк. обл.
  • Единое окно доступа к образовательным ресурсам
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • Управление образования г.Бодайбо
  • МКУ "Ресурсный центр"
  • Друзья детского сада
  • МДОУ д/с №1
  • МДОУ д/с №2
  • МДОУ д/с №5
  • МДОУ д/с №8
  • МДОУ д/с №13
  • МДОУ д/с №15
  • МДОУ д/с №16
  • МДОУ д/с №20
  • МДОУ д/с №32
  • Форма входа

    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz