Пятница, 29.03.2024

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22 "Улыбка"
Меню сайта
Наши опросы
Оцените наш сайт
Всего ответов: 165
Наши опросы
Уважаемые родители! Ваш ребенок посещает наш детский сад...
Всего ответов: 111


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ


Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу. Развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень не могут осуществляться без разработки инновационных технологий.

С 1 сентября 2010 года в соответствии с приказом Минобрнауки РФ № 655 от 23 ноября 2009 г. введены федеральные государственные требования (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Эти требования имеют статус, аналогичный федеральному государственному образовательному стандарту, который был принят для начальной школы. Новый нормативный документ определяет основу образовательной программы российского детского сада и выдвигает в качестве основной цели педагогической работы развитие каждого ребенка. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребенка, на развитие его способностей.

Идеология ФГТ направляет на формирование принципиально нового взгляда на содержание, структуру и организацию дошкольного образования. В связи с этим  уделяю особое внимание формированию общей культуры, развитию физических, интеллектуальных и личностных качеств, формированию предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

На смену традиционным методам использую активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В ФГТ содержится указание на то, какие виды деятельности можно в соответствии с теоретико-методологическими основами считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста. В первую – это игра, игровую деятельность как ведущую деятельность дошкольного возраста, а также коммуникативную, двигательную, продуктивную, познавательно-исследовательскую, трудовую, музыкально-художественную, чтение (восприятие) художественной литературы. Таким образом, специфика дошкольного образования, помимо многих других особенностей, заключается в том, что процесс обучения является, по сути, процессом «усвоения… в других (не учебных) видах деятельности».

В этих изменяющихся условиях необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.

Использование инновационных технологий, а это система методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамичных изменений в личностном развитии ребенка в современных социокультурных условиях, помогают сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.

Федеральные государственные требования помогают задать ориентиры развития дошкольного образования:

– соответствие принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

– сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);

– соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);

– обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

– построение с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

– построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе;

– решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

– построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Современные образовательные технологии означают способы реализации новой парадигмы образования. К ним можно отнести:

- технологию личностно ориентированного обучения и воспитания;

- технологию дифференцированного (в том числе индивидуализированного) обучения и воспитания;

- технологию проблемного обучения и воспитания;

- технологию обучения и воспитания без насилия;

- технологию эффективной речевой деятельности;

- технологию диалогового обучения и воспитания;

- технологию рефлексивного обучения и воспитания.

При этом под качеством образования понимаю соответствие образования интересам человека, общества и государства. Качество образования проявляется через ценностное отношение к нему со стороны человека, общества и государства. Главные «вечные» ценности образования – приобщение человека к миру культуры, развитие личностных качеств, приобретение жизненно важных знаний и умений – реализуются в процессе воспитания и обучения. Важнейшим требованием к образовательному процессу является здоровьесбережение, без чего, собственно, невозможно говорить о социальной ценности образования.

Современным образовательным технологиям присуще следующие характеристики:

– Гуманность: технологии улучшают качество жизни людей, например качество образования.

– Эффективность: технологии результативны, то есть гарантированные результаты уже в течение 5 лет их применения.

– Наукоемкость: технологии имеют серьезное научное обоснование, отраженное в монографиях и докторских исследованиях, а также  имеют научное сопровождение в процессе их применения, чтобы исключить возможность искажения.

– Универсальность: технологии имеют широкое применение, например одна и та же технология применима для преподавания различных учебных предметов, пригодна для разных ступеней обучения, а также для обучения детей с разным уровнем развития.

– Интегрированность: технологии взаимосвязаны и взаимообусловлены и тем самым дополняют и усиливают друг друга.

Для реализации современных образовательных технологий нам педагогам нужно выполняют функции собеседника, исследователя, фасилитатора, эксперта.

1. Собеседник (функция эмоциональной поддержки).

Способность педагога центрироваться на ребенке, на том, что для него значимо; это проявляется в заинтересованности, озабоченности интересами ребенка, готовности поддержать беседой, обсуждением, помощью.

2. Исследователь (исследовательская функция).

Она выражается в трех аспектах:

– первый аспект – умение педагога проводить анализ динамики взаимоотношений во время обучения и воспитания, отслеживать личное продвижение каждого ребенка в учебном взаимодействии;

– второй аспект – использование педагогом в процессе обучения психодиагностических методов и процедур, что способствует получению информации о развитии ребенка, о его успехах и трудностях;

– третий аспект – применение педагогом развивающих технологий личностного роста. Педагог должен иметь способность корректировать и направлять процесс развития ребенка предшкольного возраста в общении с ним, точно и адекватно контролируя ход его продвижения в освоении знании.

3. Фасилитатор.

Педагог-фасилитатор – это педагог, способствующий в усвоении и освоении нового ребенком. Педагог-фасилитатор строит свои взаимоотношения с ребенком на положительном его принятии, эмпатическом понимании, открыто выражая свои чувства и тем самым создавая комфортные для развития ребенка условия.

4. Эксперт (экспертная, консультативная функция).

Она вырастает из потребности в педагоге, обладающем глубокими систематическими знаниями, разносторонними, практическими навыками и умениями. Доброжелательный и компетентный педагог располагает ребят к тому, чтобы они воспользовались его знаниями и опытом. Мнение такого педагога значимо для детей, и потому дети готовы обращаться к нему за консультацией.

Личностно-ориентированные технологии

представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики.

 В центре внимания личностно-ориентированных технологий – уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Именно достижения личностью таких качеств провозглашается главной целью воспитания в отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционной технологии.

 Содержание образования помогает организовать среду, в которой происходит становление и развитие личности ребенка. Ей свойственны гуманистическая направленность, обращенность к человеку, гуманистические нормы и идеалы.

 Технологии личностной ориентации помогают найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: беру на вооружение методы психодиагностики, которые помогают изменить отношения и организацию деятельности детей, применяю разнообразные и мощные средства обучения (в том числе компьютер), перестраиваю содержание образования.

 Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества и самоактуализации личности.

Педагогика сотрудничества

является одной из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х годов, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Название технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции советской школы (Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко), достижения русской (К.Д. Ушинский, Н.П. Пирогов, Л.Н.Толстой) и зарубежной (Ж.-Ж. Руссо, Я. Корчак, К. Роджерс, Э.Берн) психолого-педагогической практики и науки

 Педагогику сотрудничества рассматриваю как особого типа «проникающую» технологию, являющуюся воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их часть.

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативности и соответствием социальным нормам.

 Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность детей, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

 К таким технологиям можно отнести игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативные технологии, систему В.Ф. Шаталова, Е.Н. Ильина, Н.А. Зайцева, А.А. Окунева, Р.Г. Хазанкина, К.В. Маховой и другие.

Игра на ряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

 По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных навоссозданием и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и других образовательных учреждениях.

Игровую деятельность на занятиях использую в следующих случаях:

 - в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного процесса;

 - как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

 - в качестве занятия или его части (введении, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

 - как технология культурно-досуговой работы (игры типа «Поле чудес», «Звездный час», «Умники и Умницы» и др.).

 Игровая форма занятий создаю при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности.

 Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Технология проблемного обучения получила распространение в 20-30-х годах в советском и зарубежном саду. В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и педагога Дж. Дьюи. В разработке принципиальных положений концепции проблемного обучения активное участие принимали: Т. В. Кудрявцев, Кудрявцев В. Т., И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, В. Оконь, М. Н. Скаткин и другие.

 Под проблемным обучением понимаю такую организацию учебных занятий, которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

 Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, для этого дидактическое содержание материала представляю как цепь проблемных ситуаций. Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.

Методика создания проблемных ситуаций

-       подвести детей к противоречию и предлагаю им самим найти способ его разрешения;

-       сталкиваю противоречия практической деятельности;

-       излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос;

-       предлагаю рассмотреть явление с различных позиций;

-       побуждаю делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

-       учу ставить конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

-       определять проблемные теоретические и практические задания (например: исследовательские);

-       ставить проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.).

Исследованиями ученых доказано, что, если ребенку не давать готовых образцов, а предлагать ситуацию, где привычные способы действия неэффективны, у ребенка быстрее развиваются интеллектуальные и творческие способности, проявляется инициатива. Деятельность в условиях самостоятельного принятия решений является принципиальным отличием современного развивающего обучения от ранее сложившегося традиционного.

Развивающее обучение

не дает готовых образцов. Оно способствует возникновению потребности у ребенка в новом понятии или способе действия, организует, направляет и поддерживает собственную деятельность детей по овладению знанием, организовывает самостоятельную формулировку детьми своего «открытия».

Действия в структуре учебной деятельности (по В. В. Давыдову):

·        принятие от педагога или самостоятельная постановка учебной задачи;

·        преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта;

·        моделирование выделенного отношения в предметной, графической и буквенной формах;

·        преобразование модели отношения для изучения его свойств в «чистом виде»;

·       построение системы частных задач, решаемых общим способом;

·        контроль выполнения предыдущих действий;

·        оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.


                                                                                                                                                                                                        Перейти на главную страницу  

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Страницы педагогов
  • Ситан Н.Т.
  • Чурина Е.Ю.
  • Субботина С.В.
  • Пнёва О.А.
  • Петрова С.В.
  • Полезные ссылки
  • Министерство образования и науки РФ
  • Министерство образования Ирк. обл.
  • Служба по контролю и надзору
  • Институт развития образования Ирк. обл.
  • Единое окно доступа к образовательным ресурсам
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • Управление образования г.Бодайбо
  • МКУ "Ресурсный центр"
  • Друзья детского сада
  • МДОУ д/с №1
  • МДОУ д/с №2
  • МДОУ д/с №5
  • МДОУ д/с №8
  • МДОУ д/с №13
  • МДОУ д/с №15
  • МДОУ д/с №16
  • МДОУ д/с №20
  • МДОУ д/с №32
  • Форма входа

    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz