Суббота, 20.04.2024

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22 "Улыбка"
Меню сайта
Наши опросы
Оцените наш сайт
Всего ответов: 165
Наши опросы
Уважаемые родители! Ваш ребенок посещает наш детский сад...
Всего ответов: 111


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

В ходе работы по развитию познаватель­но-творческих способностей детей 2-3 лет в игровой деятельности были выдвинуты следующие задачи:

1.    Стимулировать у дошкольников желание и готовность познавать свойства, отношения, зависимости через разнообразные сенсомоторные действия.

2.    Совершенствовать у детей процессы анализа, сравнения и синтеза.

3.    Способствовать накоплению детского познавательно-творческого опыта через практическую деятельность.

4.    Поощрять у детей проявление самостоятельности, инициативно­сти, стремления к самоорганизации в игровой и творческой видах дея­тельности.

Содержание разработанных игровых упражнений и ситуаций спо­собствовали становлению процессов внимания, памяти, умений анали­зировать, сравнивать предметы и их свойства, определять сходство и различие, видеть различные образы в знакомых предметах. Использо­вание в игровом сюжете разных препятствий, которые ребенку от лица персонажа приходилось преодолевать и в конце концов получать результат на фоне чувства радости и удовлетворения, помогли развить волевую регуляцию.(см. Приложение 1)

Развитие сенсорных способностей пронизывает всю деятельность детей младшего дошкольного возраста. Малыши не просто осваивают цвет, форму, величину и пространственные отношения, они учатся вы­делять связи между элементами рассматриваемых предметов, оценивать сочетания цвета, формы и величины[2:31]. Дети 2-3 лет различают не четыре цвета, а все семь цветов радуги, действуют с различными геометрически­ми фигурами: квадратами, треугольниками и кругами, прямоугольниками и овалами, сравнивают один-три предметов по величине, знакомятся с пространственными характеристиками.

Детская деятельность в игровых ситуациях является результатив­ной. Ребенок всегда получает результат от действий с различными пред­метами (крупными и мелкими, твердыми и мягкими, жесткими и гибки­ми) - собранную фигуру, построенную башню, сложенный конверт. Это способствует не только развитию мелкой моторики пальцев и рук, но и становлению речемыслительной функции.

Содержание организация дет­ской деятельности направлены на развитие творческих способностей и самостоятельности, гибкости и подвижности ума у детей. Воспитатель создает ощущение внешней и внутренней безопасности, которое прояв­ляется в отсутствии с его стороны отрицательной оценки и критических замечаний. При этом ребенок может свободно высказывать свое мнение, предлагать варианты решения задачи, выбирать способы действия. Уже малышам 2-3 лет предлагаются творческие задачи и проблемные ситуа­ции. Понятно, что у детей этого возраста еще недостаточно опыта для того, чтобы решить какую-то проблему с достаточной степенью достовер­ности, но малышам дается возможность высказать свое мнение и пред­ложить разные варианты решения, пусть даже самые фантастические[3: 25]. В игровом общении детей друг с другом и с воспитателем развивается коммуникативная культура, создается ощущение свободы и комфорта. Дети дают ответы на вопросы воспитателя, называют составленные из ча­стей предметы: посуда, одежда, животные и другие.

В процессе освоения математического содержания больше внимания уделяем тому, чтобы ребенок узнавал, называл и действовал с познавае­мыми предметами, таким образом нет засилья деятельности по анализу геометрических фигур.

Образовательное содержание выстраиваем по принципу усложнения, постепенного и постоянного, как бы по спирали. Представления, умения, которые получают дети, опи­раются на уже приобретенные, поэтому.Содержание образования на до­статочно высоком уровне трудности. Это помогает эффективно разви­вать познавательные способности детей, ведь, как отмечают психологи, отсутствие перед ребенком препятствий, которые надо преодолевать, делает развитие слабым и вялым[4:42].

Образовательное пространство -  это взаимодействие детей и воспитателя через реализацию сюжета сказок Фиолетового Леса. В игровых ситуациях есть сюжет, роли и действия, но отсутствует воображаемая си­туация из-за того, что главный акцент сделан на освоении детьми разви­вающих игр и развитии познавательных процессов.

Сюжет –  это приключения персонажей в Фиолетовом Лесу с различ­ными превращениями и чудесами, участвуя в которых сказочный герой, а значит, и ребенок от его лица действует с развивающей игрой. Приклю­чения могут быть реальные (лягушата наводят порядок на «Кораблике „Плюх-плюх"» и для этого подбирают соответствующие инструменты)ифантастические (квадрат превращается в конфету или конверт). Если игра новая для ребенка или решение задач в хорошо знакомой игре тре­буют от него проявления волевых усилий, сюжет ситуаций становится схематичным.

Игровые действия –  это складывание, нанизывание на стержень или шнурок, прикрепление частей к игровому полю, конструирование по образцу и замыслу, шнурование, составление из частей.

Игровые роли выполняют персонажи: Гусь-капитан, Пчелка Жужа, Магнолик и другие. Воспитатель и ребенок действуют от лица персонажа и помогают ему в решении неотложных проблем и различных задач.

Использование сказочных сюжетов и сказочной среды, завуалированность задач и заданий делает обучение опосредованным, придает игро­вую форму взаимодействию детей и взрослых, реализует игровую моти­вацию. Кроме того, все это создает эмоционально-положительный фон, вызывает ощущение радости и переживание удовлетворения от деятель­ности. В результате ребенок дошкольного возраста эффективно развива­ется в соответствии с принципом «Не навреди»[5:52].

Материалом, с которым ребенок действует, являются развивающие игры и пособия фирмы «Развивающие игры Воскобовича». Они от­личаются рядом особенностей, которые обусловлены структурой самой игры. Во-первых, вариативностью и некой незавершенностью игровых действий, то есть возможностью решать, придумывать и воплощать в действительность разнообразные игровые задания и задачи. Во-вторых, широким возрастным диапазоном участников игр от малышей до взрослых. В-третьих, возможностью проявлять творчество и детям, и взрослым. Все вышеперечисленное помогает поддерживать детский ин­терес в течение длительного времени, а воспитателю – использовать раз­личные методические приемы и «изюминки», превращая игры в «долго­играющий восторг» [1:3].

Все образовательное содержание представлено в виде игровых ситуаций, которые являются совместной игровой деятельностью детей и взрослых. При ее организации взрослый говорит от лица автора-рассказчика и от имени персонажа, участвует в игре как умный, опытный товарищ, не спешит ответить за ребенка на поставленный вопрос, решить задачу, что-то собрать или сделать за него, а дает возможность малышу по­думать и самостоятельно выполнить действия, найти ответ на ту или иную задачу.

Такой подход способствует развитию у детей самостоятельности, проявлению творческих способностей, желания до­биться результата.

Сюжетная линия игровых ситуаций выстроена таким образом, что часто познавательная деятельность заканчивается подвижной игрой, ганцем или пластичным движением под музыку. В конце воспитательпредлагает детям своего рода контрольный вопрос, который показывает, внимательно ли малыши слушали материал, что усвоили и запомнили.

Совместную игровую деятельность можно организовывать в то время, которое удобно педагогу: в утренний отрезок времени – как вариант образовательных ситуаций по математическому и речевому развитию, ознакомлению с предметным миром и экологическому образованию, в вечерний отрезок времени – как досуг или познавательно-творческое развлечение детей и взрослых.

Приложение 2

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.     Харько Т.Г. Методика познавательно-творческого развития дошкольников. Сказки фиолетового леса. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС. – 2012. - 203с.

2.     Венгер Л.А. Развитие общих познавательных способностей как предмет психологического исследования//Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. М. –  1986.      177 с.

3.     Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М., 1989. - 70 с.

4.     Жуковская Е.А. Игра и ее педагогическое значение. - М.:Педагогика.- 1975.-112 с.

5.     Запорожец А.В. Игра в развитии ребенка// Психология и педагогика игры дошкольника. М.:Просвещение.-1966


Игровые ситуации



обобщение опыта


Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Страницы педагогов
  • Ситан Н.Т.
  • Чурина Е.Ю.
  • Субботина С.В.
  • Пнёва О.А.
  • Петрова С.В.
  • Полезные ссылки
  • Министерство образования и науки РФ
  • Министерство образования Ирк. обл.
  • Служба по контролю и надзору
  • Институт развития образования Ирк. обл.
  • Единое окно доступа к образовательным ресурсам
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • Управление образования г.Бодайбо
  • МКУ "Ресурсный центр"
  • Друзья детского сада
  • МДОУ д/с №1
  • МДОУ д/с №2
  • МДОУ д/с №5
  • МДОУ д/с №8
  • МДОУ д/с №13
  • МДОУ д/с №15
  • МДОУ д/с №16
  • МДОУ д/с №20
  • МДОУ д/с №32
  • Форма входа

    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz